Дизельные двигатели для сухопутной техники

НПО «Штиль» специализируется на ремонте и обслуживании различных типов колёсных и гусеничных, боевых и вспомогательных машин. К ним относятся: передвижные и стационарные электростанции, зарядные устройства, подвижные средства технического обслуживания и ремонта инженерного вооружения. Дизельные двигатели, проходящие капитальный ремонт: В-2, В-46, В-84, Д6, Д12 и другие модификаций. Танки, боевые машины пехоты, боевые десантные машины, бронетранспортёры, бронированные разведывательно-дозорные машины, боевые разведывательные машины, машины управления и связи, бронированные ремонтно-эвакуационные машины, тягачи, мотоциклы. землеройные, грузоподъёмные, лесозаготовительные,  лесопильные, переправочные десантные, минные заградители, тралы, понтонные парки, механизированные мосты.

В зависимости от характера повреждения (неисправности) и трудоемкости работ по их устранению установлены следующие виды ремонта автомобилей, гусеничных машин и тягачей:

  • Текущий ремонт.
  • Средний ремонт.
  • Капитальный ремонт.

Текущий ремонт машины (агрегата) — ремонт при котором устраняются неисправности путем замены деталей, узлов и агрегатов, а также выполняются несложные специальные работы (регулировочные, крепежные, слесарно-механические и др.).


При текущем ремонте производится очередное техническое обслуживание силами ремонтных подразделений и водителями. При текущем ремонте машин допускается замена отдельных агрегатов, в том числе одного основного, кроме кузова легкового автомобиля (автобуса), корпуса или рамы машины, а для многоосных автомобилей также двигателя и гидромеханической коробки передач. К основным агрегатам относятся: двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, передний ведущий мост, средний и задний мосты, гидромеханическая коробка передач, рама. Трудозатраты на текущий ремонт автомобиля составляет — до 25 чел/час, для гусеничных машин и тягачей - до 35 чел/час. Текущий ремонт агрегатов заключается в частичной его разборке с заменой отдельных поврежденных или изношенных деталей.

Средний ремонт машины — ремонт, при котором производится замена или ремонт изношенных и поврежденных агрегатов, узлов, приборов и деталей с обязательной проверкой технического состояния и устранением неисправностей остальных агрегатов и узлов.


Выполняются также все необходимые специальные работы и техническое обслуживание №2. При среднем ремонте производится замена не менее двух, но не более половины основных агрегатов. Средний ремонт производится ремонтными частями соединений и объединений. Средний ремонт в полевых условиях выполняется силами ПАРМ-1М1, ПАРМ-ЗМ1 на готовых агрегатах и деталях. Трудозатраты на средний ремонт колёсных машин на готовых агрегатах и деталях составляют - 115 чел/час, для гусеничных машин - 330 чел/час.

Капитальный ремонт машины — ремонт, при котором производится полная разборка и дефектовка машины, а также замена и ремонт всех неисправных агрегатов, узлов, приборов и деталей, сборка и испытание в соответствии с техническими условиями на капитальный ремонт машины.


В результате капитального ремонта обеспечивается восстановление установленного срока работы машины до очередного планового ремонта. Капитальный ремонт производится НПО «Штиль» согласно лицензии на ВВТ предприятия. Капитальный ремонт агрегата состоит в полной его разборке, дефектации его деталей, в ремонте и замене поврежденных и изношенных деталей и узлов с последующим стендовым испытанием собранного агрегата. Межремонтным пробегом машины называется пробег в километрах с момента изготовления или после среднего (капитального) ремонта до очередного ремонта. Нормы наработки до ремонта автомобильной техники устанавливаются для машин интенсивного использования. Использование считается интенсивным, если машина вырабатывает установленную норму наработки до капитального ремонта в течение не более 12 лет.

(фото) Транспортные дизели типа Д12А до и после ремонта

Работа сервисных бригад предприятия заключается в следующем:

  • полная диагностика дизельного двигателя, проведение электронной диагностики, для которой применяется специализированное программное обеспечение;
  • проверка состояния исполнительных механизмов;
  • проверка качества работы вспомогательных систем;
  • диагностика состояния всей топливной арматуры;
  • проверка герметичности головок блока двигателя;
  • выявление степени износа направляющих клапанов;
  • диагностика состояния поршневой системы;
  • диагностика цилиндров двигателя на уровень компрессии;
  • диагностика работы стартеров и генераторов;
  • демонтаж двигателя и его полная разборка, а также установка после завершения работ;
  • проверка состояния деталей и узлов с проведением выбраковки и дефектовки;
  • выпрессовка и запрессовка гильз;
  • шлифование шеек коленвала;
  • расточка блока под требующийся ремонтный размер;
  • восстановление плоскость прилегающей поверхности на тех головках блока, где это требуется;
  • притирка клапанов и перевтуливание;
  • ремонт блока ДВС, включая ЦПГ, коленвала, комплектация, сборка;
  • ремонт головки блока цилиндров.

Нормы наработки межремонтных пробегов машин и агрегатов установлены приказом МО РФ №370 от 7 октября 1996 года.

Марка машины

Для новых машин

Для машин после капитального ремонта

До списания

ГАЗ-66

200 000 км

160 000 км

360 000 км

ЗИЛ-131

200 000 км

160 000 км

360 000 км

ЗИЛ-135

200 000 км

160 000 км

360 000 км

УРАЛ-4320

200 000 км

160 000 км

360 000 км

УРАЛ-5323

200 000 км

160 000 км

360 000 км

(ФОТО моделей авто)

При использовании АТ в войсках указанные нормы снижать на 25%.

Нормы пробега машин до среднего ремонта составляют для новых машин не менее 60%, для машин, прошедших капитальный ремонт не менее 50%.

Нормы межремонтных пробегов корректируются коэффициентом в зависимости от:

  1. Категории дорожных условий эксплуатации К-1.
  2. Природно-климатические условия К-2.
  3. Тип машин и характер их использования К-3.

Итоговый коэффициент корректирования норм наработки до капитального ремонта и списания К определяется перемножением коэффициентов К-1, К-2, К-3. Значение этих коэффициентов определены приказом МО РФ №370 и не должны быть менее 60% от установленных норм.

Д12А-525 — для многоосных автотягачей МАЗ-537 и его модификаций, КЗКТ-7428, КЗКТ-74281.

За срок службы машина, как правило, подвергается одному капитальному и двум средним ремонтам, не считая текущих. Допускается три СР без капитального ремонта до списания.